Содержание статьи
Качественное мощение садовых дорожек требуется в тех случаях, когда они в ходе эксплуатации подвергаются постоянному негативному воздействию. Дорожки на видео.
Качественное мощение садовых дорожек требуется в тех случаях, когда они в ходе эксплуатации подвергаются постоянному негативному воздействию. Обычно камнем отделывают самые проходимые участки. Усиленное мощение дорожек и площадок требуется на подъезде и подходе к дому, особенно в зоне парковки автомобиля. В статье предлагается технология мощения дорожек с применением плитки, бетона, цемента, речной гальки, клинкерной брусчатки и т.д. Все рассмотренные варианты мощения дорожек могут применяться в различных климатических условиях. Но прежде чем приступать к работе, советуем продумать состав цементной смеси, которая будет использоваться для укладки камня. Чем суровее зимы, ткем более качественный бетон стоит применять. Качественное мощение дорожек своими руками получится не с первого раза, но с опытом придет аккуратность и скорость работы.
Содержание:
- Виды мощения дорожек участка в саду
- Варианты мощения дорожек гранитной и клинкерной брусчаткой (с фото)
- Варианты мощения участка плиткой на даче (с фото)
- Технология мощения природным камнем
- Мощение дорожек натуральным камнем
- Подъездные пути для автомобиля
Виды мощения дорожек участка в саду
Дорожки, которые эксплуатируются наиболее интенсивно, нуждаются в твердом покрытии, чтобы избежать грязи и пыли, а также сделать перемещение по участку удобным и безопасным.
При выборе материалов для мощения дорожек участка учитывают сезонность проживания, количество постоянных обитателей усадьбы и регулярно наведывающихся гостей, плюс семейный автопарк и гостевые автомобили.
Выбирая материал для мощения дорожек в саду, помните, что его цена — это лишь 20 % от стоимости всех работ. К ней добавится стоимость подготовки основания, доставка и разгрузка, и, наконец, стоимость укладки самого тротуарного материала. Затем нужно выбрать рисунок мощение дорожек на даче, разработать схему укладки и, исходя из нее, рассчитать количество материала. Если вы не уверены в своих силах, лучше пригласить специалистов. Все виды мощения дорожек должны отвечать эксплуатационным требованиям, например, сплошное твердое полотно обязательно:
- на главных дорожках — если в усадьбе живут постоянно;
- между беседкой и домом — если пользуются сервировочным столиком на колесиках;
- на хозяйственных маршрутах, чтобы можно было транспортировать грузы с помощью тачки.
Посмотрите на фото варианты мощения дорожек на приусадебном участке, показано использование разных видов материалов:
Варианты мощения дорожек гранитной и клинкерной брусчаткой (с фото)
Существуют различные варианты мощения брусчаткой, но в общих чертах эта технология выглядит следующим образом:
- Планировка. Наметьте контуры дорожки с помощью колышков, натяните на них шнур.
- Подготовка ложа. Лопатой снимите верхний плодородный слой почвы на глубину 15-20 см.
- Укладка «подушки». Проложите вдоль контуров дорожки пластиковый бордюр. Устройте основание: нижний слой из гравия, верхний — из песка. Утрамбуйте.
- Укладка брусчатки. Укладывайте камни с зазором в 1-2 мм. Засыпьте их сухим песком, пролейте водой и через неделю повторите засыпку еще раз.
Мощение гранитной брусчаткой используется очень часто, поскольку дорожки из гранита прочные, износостойкие, имеют разнообразную гамму цветов. По способам обработки различают колотую и колотопиленую брусчатку (верх-низ колотые, боковые стороны пиленые), которые используют по-разному. Прогулочные дорожки мостят полнопиленой брусчаткой с термообработкой лицевой поверхности, которая делает ее шершавой, т. е. нескользкой. Колотая брусчатка идет на подъездные пути.
Вершина мастерства — это мощение дорожек брусчаткой в форме дуг, сегментов и кругов. Чтобы это удалось, расположение дуг размечают с помощью самодельного циркуля с гвоздями. Укладку всегда начинают на самой дуге, двигаясь к центру круга. Для этого используют камни двух размеров, что не так уж и просто.
Мощение клинкерной брусчаткой – это самый популярный способ, очень прочный, качественный, исключительно декоративный. Клинкерная брусчатка не теряет цвет, не дает высолов, имеет разнообразную цветовую гамму, красивейшие дорожки и площадки служат долгие годы. Есть только один существенный минус — это его немалая стоимость. Зато материал отличается высокой износостойкостью и долговечностью.
Дороги, подъезды, парковки. Самыми прочными считаются покрытия из мостового клинкера, так как они выдерживают нагрузку до 5 тонн (по таким дорогам может ездить грузовая машина).
Пешеходные дорожки и площадки. Здесь для покрытия достаточно клинкерного кирпича, который выдерживает нагрузку легкового автомобиля. Интересный эффект получается при использовании фасадного кирпича ручного изготовления. Но покрытие из такого материала менее прочное, так как фасадный кирпич довольно влагоемкий и выдерживает небольшую нагрузку.
Для укладки клинкерной дорожки потребуется подготовить:
- грунт,
- слой уплотненного гравия толщиной 10-12 см,
- песчаная подсыпка слоем 4 см,
- клинкерный кирпич,
- бордюрный камень,
- тощий бетон
Посмотрите все варианты мощения брусчаткой на фото, где показаны дорожки из гранитного и клинкерного камня:
Варианты мощения участка плиткой на даче (с фото)
Тротуарная плитка для мощения на даче может использоваться следующих видов:
- Вибропрессованная. Качественные характеристики такой плитки (износостойкость, морозостойкость, прочность) позволяют использовать ее очень широко, она выдерживает даже грузовик. Стоит недорого.
- Вибролитая. Имеет более гладкую поверхность. Она не столь износостойка, как вибропрессованная, ее не используют для подъездных дорог, но для дорожек она идеальна. Цена на такую плитку почти вдвое выше, чем на вибропрессованную.
Вне зависимости от того, какие варианты мощения плиткой используются, её укладывают таким же образом, как и брусчатку. Но в «подушку» добавляют третий, самый верхний выравнивающий слой из песка (около 2 см).
Мощение участка плиткой с целью создания пешеходной дорожки из бетона требует наличия следующих материалов:
- грунт,
- несущий слой из щебня или гравия толщиной 10-20 см,
- подсыпка из песка с цементом толщиной 3-5 см,
- отделочный материал,
- бордюрный камень,
- бетон
Для автомобильной дорожки потребуется приготовить следующие материалы:
- грунт,
- несущий слой из щебня и гравия толщиной 20-30 см,
- подсыпка из песка с цементом 3-5 см,
- плитка толщиной 6см,
- бетонный бортик,
- бетон
Посмотрите, как выглядит качественное мощение плиткой на фото, где представлены разнообразные виды прокладки тротуаров:
Технология мощения природным камнем
Дорожка из речной гальки или булыжника имеет очень красивую фактуру и, при правильном устройстве, удобна. Этот материал позволяет выкладывать мозаику, ведь галька имеет множество цветов и оттенков. По технологии мощения природным камнем можно использовать также морскую гальку, однако в ней слишком много соли, которая мешает загустению цементной смеси.
По технологии мощения камнем сначала ограничьте рабочее пространство досками, чтобы легче было выравнивать поверхность. Подготовьте «постель» глубиной 7,5-10 см из смеси цемента и влажного песка (1:3). Камни замочите в ведре с водой и укладывайте мокрыми. Вжимайте в «постель», чтобы они плотно прилегали друг к другу, и слегка осаживайте молотком. Замостив участок, утрамбуйте его доской, чтобы выровнять. Примерно через сутки можно расшивать швы.
Чтобы сделать мощение природным камнем, нужно взять следующие материалы:
- основа из смеси цемента и песка (3:1) толщиной 8 см,
- камни,
- цементный раствор (мягкий песок, цемент, остроугольный песок 3:2:1)
Как сделать:
- Вдавить камни в цементную постель.
- Уплотнить доской, чтобы выровнять поверхность.
- Расчистить поверхность жесткой щеткой.
Мощение дорожек натуральным камнем
Серый бетон не так красив, как натуральный камень или разноцветная бетонная плитка, зато пластичен и позволяет делать плавные переходы и затейливые изгибы. Налицо и немалая экономическая выгода — бетонная дорожка с натуральным камнем обойдется вам намного дешевле любой другой. Для заливки обычно используют раствор цемента не ниже марки М-400. Бетонная смесь из такого цемента выдержит даже серьезные нагрузки. Для отвода воды дорожку делают с небольшим, в 2-3°, уклоном или придают ей легкую (2-5 см) выпуклость в центре.
Под мощение дорожек натуральным камнем выкапывают траншею глубиной 25 см, добавив припуск на опалубку. На песчаных почвах с хорошим стоком воды бетон можно укладывать прямо на утрамбованный грунт. На плотных и глинистых почвах сначала устраивают песчано-гравийную подушку: слой песка 10 см, затем гравий. Затем заливают бетон. Для дорожки шириной 1 м слой бетона должен быть порядка 1 5 см. Дорожное полотно по всей длине разбивают на участки разделительными поперечными досками. Бетонную смесь с натуральным камнем выкладывают между разделительными досками, через одну. Когда бетон затвердеет, доски удаляют и заполняют пустые ячейки.
При помощи пластиковой формы для заливки легко соорудить дорожку из бетонных «камней». Форма заполняется цементным раствором. После того как бетон схватится, форму снимают и передвигают на новое место.
Пошаговое мощение натуральным камнем включает в себя следующие действия:
Обозначьте дорожку воткнутыми в грунт колышками или уложенным шпагатом. Между разметкой удалите грунт. На неиграющих почвах достаточно глубины 5-10 см плюс толщина мощения, на пучинистых- 10-15 см плюс толщина мощения.
Чем лучше будет подготовлено ложе для мощения, тем ровнее будет кладка. Начинающим мастерам полезно сделать мерку из 3 реек для контроля ширины и глубины траншеи. Снятый при копке дерн аккуратно откладывайте в сторону — он пригодится в других местах участка.
Дно траншеи хорошо утрамбуйте, края выровняйте, делая стенки отвесными. Если поверхность участка бугристая, дорожку можно слегка выровнять, выкапывая на подъемах траншею нормальной глубины, а на спусках — чуть мельче. Выступающие в понижениях плитки впоследствии можно обложить снятым дерном, нивелируя перепад высот.
Траншею засыпьте крупнозернистым речным песком слоем 5-15 см (в зависимости от почвы) и утрамбуйте ручной трамбовкой или специальной машиной, периодически проверяя горизонтальность с помощью уровня. Дополнительно под песок можно уложить слой мелкого гравия в качестве дренажа.
На выровненную песчаную поверхность уложите мощение, осторожно постукивая резиновой киянкой по всей поверхности плитки для выравнивания и осаживания ее на нужную глубину. Постукивания должны быть такими, чтобы плитка вдавливалась в песок, но не раскалывалась от ударов.При необходимости с помощью мастерка добавляйте или удаляйте лишний песок. Горизонтальность мощения периодически проверяйте строительным уровнем. Уровень кладите на 2-3 ряда, проверку осуществляйте в разных направлениях.
Заполните щели сухим просеянным песком. Для этого насыпьте песок на мощение горкой, а затем редким жестким веником разгоните его по замощенной поверхности, заметая в щели между плитками.При подсыпке песка в большие промежутки, где кирпичики легко сдвинуть с места, контролируйте ровность кладки при помощи строительного уровня.
После заполнения всех щелей и выравнивания почвы вокруг мощения пролейте дорожку из шланга или лейки с разбрызгивателем. Вода поможет заполнить все незамеченные пустоты и утрамбует песок между кирпичиками. После высыхания дорожки добавьте песка в образовавшиеся пустоты и еще раз пролейте швы мощения водой.
Подъездные пути для автомобиля
Из бетона. Гарантированную прочность подъездной дорожке и парковке обеспечит бетонное покрытие. Оно устраивается по той же схеме, что пешеходная дорожка, но бетон укладывается в два приема. Сначала наносится слой толщиной 5 см, поверх которого размещается арматурнаясетка, затем сверху заливается второй слой бетона.
Подъездные пути для автомобиля из кирпича и плитки надежны и долговечны. Особенно дорожки, на бетонном основании.
Газонная решетка. Этот тип покрытия сочетает красоту зеленого газона и прочность. Модули могут быть из пластика или бетона, устойчивые к значительным перепадам температур. На маркировке решеток указывается допустимая нагрузка, но легковой автомобиль выдерживают практически все.
Для парковок с несущим слоем из песчано-гравийной смеси важно, чтобы покрытие не «гуляло». Несущий слой устраивают в неглубоком котловане, глубина которого зависит от толщины всех слоев: песка, несущего слоя и мощения. Песчано-гравийная смесь должна быть хорошо утрамбована и проложена снизу и в середине геотекстилем плотностью 200 г/м.
Устройство парковки из газонной решетки:
- грунт,
- геотекстиль 200 г/м,
- дорожная сетка,
- щебень 20-40 мм,
- геотекстиль 160-200 г/м,
- песок или песчано-гравийная смесь,
- газонная решетка, заполненная гравием или грунтом для травы.